Саудовская Аравия несколько неожиданно изменила тональность, хотя и не в том ключе, который ждали ОПЕК. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил об установлении спокойствия на нефтяном рынке и медленном увеличении спроса. Аналитики обратили внимание, что тон арабских (в первую очередь, саудовских) нефтяных чиновников существенно изменился — больше никаких разговоров о стоимости нефти в $20. Выглядит все это по сравнению с заседанием ОПЕК с даже намеками на пересмотр квот (рынок может рассмотреть это только как понижение) довольно вялыми полумерами. Впрочем, рынку хватило и таких полумер, и цена на Brent обновила ценовой максимум 2015, в моменте достигая $62,61 за баррель.
Сама по себе цена в $60 достаточно интересна в свете сдерживания сланцевых проектов США. Возможно, она будет линией равновесного состояния, поскольку всякий уход «вниз», немедленно усиленный спекулянтами, будет катастрофичен для отрасли, а «вверх» на тех же условиях – реанимирует сланцевые проекты. Дополнительными факторами будут, с одной стороны, военная премия, с другой – промышленная революция (как бы повышающая энергоэффективность и рентабельность «зеленых технологий»).
Для России это означает неприятности двойного рода. От успехов новой технологической волны ее надежно отрезают санкции и косность методов управления. Военная премия перекрывается опережающими масштабами трат на повышение обороноспособности. А на востоке, все более грозно нависает Китай, вовсе не забывший территориальные претензии. Меж тем, цена в $60 для России смотрится более чем некомфортной, даже если из нефтяных доходов вычесть всю социалку и коррупцию.