За последний год отмечено определение смещения спроса на СПГ в сторону стран Европы. По истечении нескольких лет, когда спрос и цены на СПГ а странах Азии возрастали, на рынке наступило определенного рода «насыщение». Лидером потребления газа стала Япония, далее в спрос на СПГ вмешался Китай, которому прочат роль ключевого игрока местного газового рынка.
Основной причиной скачкообразного роста потребления энергоносителей стала фукусимская авария. Результатом стал отказ от атомной генерации, консервация и частичный демонтаж блоков. Кроме того, Япония начала массово импортировать нефть, уголь и СПГ для восполнения жесткого энергодефицита. Все это вызвало значительный рост стоимости СПГ на местном рынке. Рост спроса привел к росту предложения – газ устремился в Азию. Однако, ситуация за последний год, определенно начинает «разворачиваться». Япония медленно дрейфует к возобновлению работы АЭС, строительство терминалов по приему СПГ в Китае явно больше текущей потребности, а экономика страны продолжает замедление.
Следующий момент – связка цен на СПГ с ценами на нефть. Помимо самого снижения, на СПГ стало давить изменение структуры закупок в Китае – хватая подешевевшую нефть, китайцы используют ее как альтернативу газу, что дополнительно снижает спрос.
Тем временем, уже изрядно надоевший российско-украинский конфликт, со скандалами и перерывами поставок вызывает все больший интерес к СПГ как к альтернативе. Хотя СПГ и более дорогой вид энергоснабжения, но эта дороговизна сильно нивелируется общим падением цен на энергоносители. Т.о., Европа, неожиданно (это втройне неприятная для России неожиданность) становится лидером спроса на СПГ, фактически обходя азиатское направление. Согласно отчету Reuters, на текущий момент поставки СПГ в Европу вдвое выше, чем в среднем по 2014 году. При этом, наблюдается высокая диверсифицированность поставок – газ идет из Катара, Тринидада и Тобаго, Норвегии в терминалы приема в Бельгии, Великобритании и Нидерландах.
Т.о., считавшаяся многими в России нереальной замена российского трубопроводного газа на альтернативы, принимает угрожающую материальность.
Останется ли Азия основным рынком СПГ пока не ясно, но европейский вызов азиатскому рынку и более чем прозрачный намек России, что от зависимости от нее есть намерение избавиться – совершенно определенные факты.