Курс грузинской валюты – лари, начал ползучую девальвацию относительно доллара еще с 20 ноября 2014 года. Однако, после «черной» для азербайджанского маната ночи, когда азербайджанская валюта просела разом на 33%, грузинский лари тоже ускорил снижение к доллару. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выступил с чисто советским по стилю заявлением, что оснований для паники нет и ситуация находится под контролем.
Вполне резонные вопросы, это тогда эта девальвация – вполне сознательная и результат действий правительства, премьеру, возможно задать было некому. И то, что оснований для паники у и так не особо богатого среднего грузина действительно нет – просто он станет жить еще беднее – всего-то делов.
И, стабилизация курса будет выглядеть практически по-российски, будет много суеты, а когда курс найдет рыночное дно, то это будет объявлено результатом «неусыпных бдений»
Реально же, настоящие причины для обвала пока не вполне ясны. Объяснения правительства насчет сложной экономической ситуации вряд ли понятны. Что случилось в экономике страны кроме резкого сокращения потока переводов из-за потерявших доходы грузин на территории России? Падение цен на нефть может объяснить проблемы азербайджанской экономики, также получившей некоторый удар от российской девальвации. Проблемы на Украине ужасны, но ставить зависимость экономики Грузии от украинской трагедии вряд ли правильно. Зависимость от глобальной экономики, естественно высока, но в ней (исключая российские неприятности) – все пока вполне терпимо.
Возможен еще один вариант, несколько сомнительный из-за чрезмерной конспирологии. Это – неявное наказание Запада за чрезмерно нормализовавшиеся отношения с Россией.
Самое главное – что точные причины возникшего валютного кризиса не озвучены грузинским правительством. Следовательно, оно может работать хоть 25 часов в сутки – без знания причин и без конкретных мероприятий все это сплошная показуха.