Спад экономики никак не способствует энтузиазму на рынке страхования. Многие российские компании в таких условиях обанкротиться или свернуть деятельность.
В какой-то степени это и к лучшему, поскольку компании с низким качеством активов работают антирекламными агентами по отношению ко всему рынку.
Впрочем, опасность грозит не только «дутым», но и излишне специализированным компаниям. В условиях кризиса, под ударом оказываются полностью целые сегменты рынка, такие как автострахование, страхование туризма, кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.
Причем, наибольшая сложность связана со страховкой именно деятельности турфирм. Полное отсутствие контроля страховщика над устойчивостью и платежеспособностью часто приводит к необходимости покрывать злой умысел, а не потери от банкротства. Есть вероятность, что высочайшие риски и частота страховых случаев вынудит страховщиков полностью отказываться от данного вида страхования.
Серьезная проблема возникает и на рынке автострахования. Часть регионов убыточна по ОСАГО. Спасет ли повышение тарифов ситуацию – пока совсем не ясно. При этом, иностранные страховщики покидают российский рынок. Их не устраивает отечественная судебная система, смена правил задним числом и высокий процент мошенничества.
Обычные же россияне в такой ситуации проигрывают дважды – при росте тарифов, качество страховки падает. Частично сгладить остроту проблемы может использование договоров страховки с франшизой. Пользователь оплачивает минимальные ущербы, при крупных подключается страховая компания. Это снижает для компании риски мошенничества, а для клиента – уменьшает стоимость страховки.
Другая надежда рынка связана с добровольным страхованием (например, жизни) и повышением уровня страховой культуры. А также с прохождением периода кризисных испытаний и улучшения показателей платежеспособности.