Заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач заявил о неизбежности повышения ключевой ставки Банком России.
Поднятая в экстренном порядке с 10,5 до 17% годовых ключевая ставка показала рынку неспособность ЦБ управлять курсом и вызвала глубокое падение курса рубля. При этом, почти сразу после повышения часть экономистов сочла повышение недостаточным и спрогнозировала ее дальнейший рост.
В принципе, повышение на 6,5% само по себе шоковый сценарий, отвечающий на не менее шоковое падение цен на нефть. Точно тогда же было ясно, что запускаются сценарии массового избавления от активов ради спасения их от обесценивания, причем по сценарию саморазогревающегося процесса. В таких условия, повышение ключевой ставки становится не элементом управления а средством констатации ситуации. С другой стороны, отчаянный шаг ЦБ, не поддержанный тратой последних резервов, дал четкий сигнал и правительству – необходима предельная концентрация абсолютно всех имеющихся средств, чтобы финансовая система не рухнула окончательно.
Прежде всего, рынку надо предоставлять гарантии резервирования валюты, поскольку выплаты внешним кредиторам не закончены. Во вторых, необходимо показать рынку, что чрезвычайные мероприятия сугубо временные и будут сняты в определенный срок или ранее, по достижении приемлемых для всех новых равновесных состояний цен, кредитных ставок и курсов. В этом смысле, ставку, и правда, стоило завысить на несколько пунктов, чтобы дать резерв снижения после стабилизации ситуации.
Доверие и скоординированные действия правительства и бизнеса нужны чрезвычайно, и одного диалога в данных условиях мало. Нужны правительственные инициативы и гарантии невмешательства там, где доверие заявлено. После самоорганизации – можно будет расширять зоны доверия. Или – наоборот – объявлять военный коммунизм и идти по светлому северокорейскому пути – навстречу новым победам и свершениям. Ну, и откручивания голов сомневающимся.