Украинские власти, несмотря на риски весеннего похолодания, намерены прекратить закупки российского газа уже в конце зимы. Формально, украинская сторона опирается на неисполнение «Газпромом» условий контракта – неполное удовлетворение заявок на газовые поставки. В ответ, российская газовая монополия заявляет об отсутствии авансовых платежей за новый период, что не вполне убедительно.
В реальности, проблема связана с отключением от газоснабжения сепаратистских частей Донецкой и Луганской областей. Введение финансовой, транспортной блокады, дополняется украинскими властями и отключением от электро-и газоснабжения. Фактически, для стремительно ухудшающихся украинских финансов это даже и вынужденный шаг, хотя мерзнущих жителей региона эта мысль вряд ли согреет. Соответственно, возникает сложная политико-экономическая коллизия. Киев категорически не желает снабжать мятежников жизненно важными ресурсами, собственно нет и никакой уверенности, что даже при снабжении, за это осуществлялась бы плата. С другой стороны – Донбасс всеми считается украинской территорией и власти обязаны обеспечивать жизнь на ней. В любом случае, населению в зоне конфликта на длительное время придется самостоятельно решать задачи выживания, поскольку самодостаточности у региона нет даже теоретически, а политики и управленцы почти полностью поглощены войной.
Что же касается Газпрома и Нафтогаза, то у них появился новый повод для судебных разбирательств. Пока стороны готовятся к новому газовому обострению – Газпром подтверждает, что немедленно уменьшит подачу газа на объем, который Украина вздумает несанкционированно взять из транзита, Натфогаз – не подтверждает полное исполнение контракта по авансовому платежу. Соответственно, Украина уже начала, пока в незначительных объемах, возобновлять реверс газа (кстати, и из Венгрии, якобы обещавшей этого не делать) и подала жалобу в ЕС.
Теоретически, относительно теплая зима и старания обеспечить резерв на случай внезапного перерыва в украинском транзите должна привести к локальному избытку газа в Европе. С другой стороны, при похолодании, потребление может подскочить вверх и тогда Украине придется вводить новые внутренние ограничения потребления. Впрочем, чем дальше, тем привычнее. К тому же, глобальное потепление и общее падение цен должны оказать украинскому энергетическому рынку минимальную поддержку.