Среда, 30 октября 2024 года

Как негативная цена становится оптимистичной

Российские чиновники, убедились, что негативная цена может оказаться еще неплохой.

Не прошло и трех месяцев, как российским руководителям пришлось признать, что негативный сценарий долгой задержки нефтяных котировок на уровне $90 за баррель или кратковременное понижение цены до $80 будет катастрофично для российского бюджета. Разработанный шоковый сценарий $60, который объявлялся шоковым и «совершенно невозможным». Но, как пел популярный певец «невозможное возможно». Теперь уже уровень $80 за баррель в ближайшие годы выглядит как умеренно оптимистичный и чиновникам спешно приходится готовить варианты сверхжесткой экономии при дымзавесе, что они ну никак не допустят снижения жизненного уровня россиян. Это, наверное, также «невозможно».

Самое досадное, впрочем, не отсутствие у руководства министерствами и ведомствами провидческих способностей. Было бы несправедливым с них требовать таковых. Хуже то, что они не имеют ни малейшего представления, как реагировать на сложившуюся ситуацию, кроме как банальной жесткой экономией. Естественно, она также нужна. Но, кроме нее должны быть программы сосредоточения усилий, поиск новаций, план развития, план взаимодействия с коллегами и конкурентами. Должна быть стратегия, а не подражание действия правительству, изображающему бег с пластырем финансовой помощи вокруг полумертвой экономики.

В ответ бизнес может предложить лишь съеживание и сброс листьев – сокращение части персонала, прополка офисного планктона, закрытие наименее критичных проектов, дни за свой счет и т.п. унылые и демотивирующие мероприятия. Более укрупненно ожидается спад производства всего, собственно и нефти. При этом свою роль сыграет и откровенная убыточность части проектов и санкции, и даже нехватка рабочих рук.

Кстати говоря, если уж правительство РФ на самом деле, а не в либерально-пропагандистском ключе, считает нефтяную зависимость экономики чрезмерной – то самое время ее уменьшать. Шок для экономики уже обеспечен, обеспечено и снижение нефтедобычи. Самое время заняться не болтовней, а диверсификацией.