Опрошенные специалисты и участники финансового рынка в один голос говорят о политических рисках чрезвычайной по накалу силы. Все заявляют о практически полном закрытии внешних рынков (что бы там не вещали про Восток, он в этом смысле, на помощь не спешит).
Внутреннее инвестирование из-за целого ряда факторов также закрыто, впрочем, оно никогда не было очень большим. Длинных денег нет, займы по коротким непосильно дороги. Это полностью перебивает превосходное состояние внешнего долга государства, его (очередной парадокс) инвестиционный рейтинг (между прочим, на шесть ступеней выше египетского) и солидные золотовалютные резервы.
Кстати, если рейтинг РФ понизят хоть на ступень, то удар по финансовой системе по силе превзойдет санкции. Тогда, как мрачно шутят специалисты, собственное рейтинговое агентство не понадобится – система будет полностью разрушена, такой риск весьма велик.
Важным российским риском является совершенно беспардонное отношение к собственной валюте. Складывается впечатление, что открытость финансового рынка проявляется для рубля только с негативных сторон. В том числе и поэтому, россияне крайне нервно реагируют даже на намеки о его возможном закрытии или сколь угодно частичном ограничении.
Если говорить про часто приписываемые России неопределенность и непредсказуемость, то в очищенном от пропагандистской шелухи виде это звучит как независимость от внешнего управления. Возможно, именно такое признание не является предметом для гордости, но зато является косвенно подтверждающим независимость фактом. А уж то, что такая независимость служит фактором недоверия и всевозможного давления со стороны т.н. «цивилизованного мира» – проблема всех россиян.