Согласно уже принятому в первом чтении законопроекту, граждане, не застраховавшие жилье, утрачивают право на компенсацию потерянной в результате природных катастроф жилплощади. Точнее, им будет положено лишь место в общежитии из расчета 6 м2.
В определеном смысле, повторяется история с введением ОСАГО. При этом, обход положений Гражданского Кодекса РФ, запрещающего обязывать граждан страховать что-либо, кроме ответственности, был обойден с исключительной бюрократической элегантностью.
Отказавшиеся страховать жилье лишатся возможности получить равноценную компенсацию. Строго говоря, ее равноценность до настоящего времени регулярно ставилась под сомнение, но теперь, она, при отсутствии страховки, однозначно будет сущестенно хуже.
Сама идея переложить бремя возхмещения катастроф на сами потенциальные жертвы не давала покоя современному государству с момента его образования. Особенно дискуссия обострилась в 2012-2013 годах, после серии масштабных природных и техногенных катастроф. Только в июле 2012 в Краснодарском крае, вода полностью или частично затопила 7200 жилых домов. Даже в условиях высоких цен на нефть и сверхдоходов бюджета, правительство не было в восторге раскошеливаться на компенсации пострадавшим гражданам. Тем более у государства нет желания тратить 50-60 млрд. руб. в текущий острый финансовый кризис.
Решение правительства о добровольно-принудительном страховании возрождает подзабытый термин
прошлого тысячелетия «поражение в правах».
Страхующийся, получит кроме страховки и больший размер государственной помощи. Точнее, она будет для не застраховавшегося — по минимуму. При этом, предоставленное жилье не будет оформлено как собственность — его нельзя будет ни продавать, ни дарить, ни обменивать.
У многих экспертов крайне скептическое отношение к такого рода «франшизе»
Вопросы как к оценке стоимости утраченного жилья, так и к непонятности насчет катастроф регионального или федерального уровней. Сомнение вызывает и размеры страховки, и корректность компенсаций. Есть обоснованное подозрение, что государство просто намерено полностью переложить спасение на самих утопающих.