Суть заключается в регламентировании уровня образования, стажа и профессиональных навыков. Предполагается, что с 2016 года госпредприятия перейдут на новую систему оценка профпригодности работников и соискателей. В первую очередь стандартизироваться будут социально значимые профессии – например, врачи. Для списка профессий, над которым работают, понадобится создание порядка 800 стандартов. Требования будут получены от профильных ведомств, занимающихся курированием отраслей экономики. К 2020 г, систему предполагается распространить на большинство профессий, что, вероятно, потребует переучивания части специалистов. Еще бы кто переучил учителей и принимающих экзамен, но это отдельная проблема. Пока же, считается главной проблемой статистика Росстата, согласно которой, порядка 60 процентов граждан сегодня работают не по специальности.
Законодательная инициатива отдает явной утратой в головах депутатов существующих реалий рынка труда. В результате получилась смесь маниловских мечтаний с откровенным бредом. Качество образовательного уровня, навыков работы не определяется простым соответствием диплома и специальностью. К тому же, без вертикальной градации квалификаций и компетенций нереально привлечение на работу профессионалов более высокого уровня. Естественно, доктор наук, не соответствующий слесарю по профобразованию – попадается исключением, подтверждающим правило. Но, работник из другой отрасли также придется не ко двору компании, расширяющей направления работы или углубляющей охват рынка. Мозги не поддаются регламентации, хоть принять 800 или 1000 стандартов. И, проблемы с системой труда определяются не соответствию нормам, а морали и конкуренции. Пока не будет порядка в обоих направлениях, не будет и толку от законодательных инициатив. В самом вероятном случае – получится надуманный спрос на образовательные (естественно, платные) услуги для приведения корочки и рабочего места в соответствие.