В январе 2013 г. Германия ошеломила мир заявлением о намерении вернуть «на родину» 674 т. золота, хранящегося в ФРС и ЦБ Франции. Комментаторы переломали немало копий в предположениях о мотивах и последствиях. Самое забавное, спорили зря, активных действий Бундесбанк так и не предпринял.
Из планировавшихся к перевозке первой партией 84 т., в Германию прибыло только 37, причем из-за океана было доставлено только 5т. После этого процесс приостановился, по-видимому, надолго, если не навсегда.
В объяснениях Бундесбанка значилось, что организация доставки золота из Парижа проще, а затягивание сроков перевозки на несколько месяцев вызвана соображениями безопасности. Кроме того, хранившиеся в Париже слитки имели стандарт London Good Delivery (вытянутый параллелепипед со скошенными краями), что удовлетворяло немецких получателей. Слитки же ФРС выполнены по принятым ранее стандартам. Приведение в соответствие с учетом ограниченных мощностей по переплавке якобы и потребовало столь значительного времени.
Главные сомнения в убедительности таких объяснений – почему же процесс остановился, и, если в случае перевозки авиатранспортом, что из Нью-Йорка, что из Парижа – чем так уж отличаются несколько больших часов перелета из Нью-Йорка в смысле сложности, безопасности и т.п. Единственный полученный скупой комментарий заключался в том, что немецкое золото находится в США в полной безопасности, причин для недоверия нет. Т.о. тема репатриации золотого запаса Германии откладывается на неопределенный срок.
В этой связи единственной причиной существенного отставания от графика вывозки и последующей остановке процесса является политика. Все ссылки на технические сложности тем менее убедительны, что в начале 2000-х годов немцы без каких либо проблем и проволочек вывезли из Банка Англии 950 т. собственного золота. За перипетиями «золотых маршрутов» внимательно следит и Швейцария, также намеренная вернуть на родину собственный золотой запас. Тем более, что швейцарцы имеют крайне недобрые чувства к США, уничтоживших освященную веками банковскую тайну «швейцарских гномов» и возврат золотого запаса для страны – вопрос принципа, вынесенного на референдум.