Те, кто был уверен, что перевод $1,450 млрд. еще не означает начало поставок газа на Украину, не ошиблись, Газпром считает транш оплатой лишь части долга, составляющего порядка $5 млрд. С этим Украина категорически не согласна. По мнению украинской стороны, газовая монополия сама должна значительную сумму за переплату, имевшую место по якобы кабальному контракту. Разбирательство по встречным исками проходит в настоящее время в Стокгольмском арбитраже. Пока же, разные трактовки платежа, украинская сторона рассматривает $1,450 млрд. как авансовый платеж за зимние поставки не дают ни малейшей определенности насчет возобновления поставок газа.
По сообщениям г. Новака «Нафтогаз Украины» не имеет утвержденного графика по внесению предоплаты. Если смотреть на украинскую позицию, он и не может ее иметь, поскольку не считает себя должным во-первых, а, во-вторых, рассчитывает получать газ из Европы, покрывая российским лишь пиковые нагрузки.
Есть предположение, что помимо элементарной нехватки средств, украинский замысел заключается в следующем. Поскольку Газпром обещал и выполняет обещание блокировать реверсные поставки газа, то заявки других стран он выполняет по контрактному минимуму. Следовательно, компания несет потери от недопоставок в Европу, особенно болезненных для российской экономики в условиях падения цен на нефть. Попутно Европа дополнительно раздражается на Газпром, ведь именно он отказывает в удовлетворении заявок.
При этом, положение ГТС Украины становится по настоящему опасным, поскольку в отсутствие необходимого количества газа, трубу необходимо заполнять антикоррозионным реагентом, иначе она начнет разрушаться. При этом, само заполнение и обратный ввод трубы в строй – дорогой и хлопотный процесс. Затягивание нормального функционирования повышает риск превращения системы в кучу металлолома.