С учетом испортившихся отношений с ЕС и США, госкомпания намерена, с одной стороны, обезопасить себя от введения новых санкций, с другой — сделать нечто вроде контрсанкций в отношении Запада. Решение подается как игра на опережение, поскольку в Евросоюзе обсуждаются возможности запрещения поставок в Россию оборудования для газовой отрасли. Запрет становится все вероятнее, даже невзирая на существенную зависимость ЕС от газовых поставок из РФ.
В связи с таким решением, в рамках программы импортозамещения в положение о закупках компании внесены изменения, запрещающие покупки изделий из металла и машиностроительной продукции, имеющих отечественные аналоги. При этом, составлен формальный список из 410 иностранных поставщиков из 20 стран, закупки у которых планируется отменить или сократить. Это позволит ссократить валютные закупки «Газпрома» от текущих $2,5млрд. до пока не вполне понятной цифры (совершенно не верится, что до нуля).
Серьезность намерений компании существенно ограничить зависимость от иностранных поставщиков подтверждается созданием нового департамента по технической политике, в обязанности которого, одной из главных задач станет импортозамещение.
Обращают на себя моменты чисто бюрократического свойства — вместо принятия решения и доведения его до соответствующих органов управления, создается новая бюрократия, с отчетами и нервомоткой исполнителей. Само по себе решение выглядит антиэкономическим и до предела политизированным. При этом, в громко заявленных «проскрипционных списках» импортозамещения, числятся лишь четверть (!) компаний из США, Германии, Франции, Великобритании и Японии. В антисанкционном списке оказались поставщики из Украины, Израиля и даже совершенно дружественных Индии и Белоруссии. Получается, что в основном, антисанкции касаются не «истинных виновников». Еще интереснее, где, собственно производятся аналоги гипотетически запрещаемой ЕС продукции. И, самое главное, не содержат ли они компонентов, собственности стран, введших санкции. Т.о., может запросто создаться ситуация, когда отечественного аналога нет, а закупать его невозможно, например, из-за наличия в изделии интеллектуальной собственности и отсутствия разрешения владельца.
Т.о., заявление можно расценивать как во многом демонстративно-бесполезное, в результате которого управление компанией раздувается, эффективность падает, а поставленная задача импортозамещения решается приписками.