Обращение к регулятору содержит просьбу предотвратить планируемую банками операцию по загрузке в банкоматы только крупных купюр. Основным поводом для такого решения послужило решение MasterCard изменить размер межбанковской комиссии за снятие наличных. Переход от фиксированного тарифа на процентный фактически (с учетом среднего размера снятия держателями карт средств в «чужих» банкоматах) снижает размер банковской комиссии банку-владельцу банкомата. Самое простое решение для банка – загрузка банкомата исключительно крупными купюрами. Это вынудит получателей наличных брать только крупные суммы, что дает банку-эквайеру возможность сохранить комиссию, а банку-эмитенту, оставлять на карточном счете остатки, не уложившиеся в круглую сумму. Про неудобства пользователей банкоматами, вынужденных подстраиваться под малый фиксированный набор вариантов выдачи денег и вынужденных разменивать крупные купюры – ни полслова. Получается, по классике, озвученной Черномырдиным, благое решение MasterCard на понижение банковской комиссии сработает против интересов потребителя.
При существенном сокращении доходной базы и повышении расходов на обслуживание банкоматов, банки будут сопротивляться потере дохода. К тому же, загрузка крупными купюрами позволяет снизить издержки на обслуживание банкомата. Этот способ уже вовсю применяется банками, полностью прекратившими «заправлять» банкоматы самыми мелкими купюрами. Переход исключительно на крупные – доведет эту идею до абсолюта.
И, если граждане уже приспособились к нехватке мелких купюр, тут же, у банкомата, пополняя карточными «остатками» счета сотовых телефонов, то в случае крупного остатка, они пойдут в кассу банка. Причем, естественно «своего», поскольку обналичивание через кассу чужого стоит весьма заметных и чувствительных для кошелька 2%.
Перспективы жалобы совершенно не ясны. С одной стороны, установление минимального объема снятия или загрузка противоречит ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса и 2 ст. 16 закона «О защите прав потребителей». С другой – законодательство не регулирует ни номиналы купюр, ни размеры выдачи. Так что, если Банк России не выскажет четкой и не трактуемой по разному позиции, дороги поведут в Конституционный суд.