В президентской предвыборной кампании во Франции произошел новый неожиданный поворот: экс-премьер, мэр Бордо Ален Жюппе заявил в понедельник, что все-таки не станет баллотироваться на высший государственный пост от партии «Республиканцы». Между тем в выходные во французском политическом бомонде только и разговоров было, что о вероятном выдвижении Жюппе вместо другого кандидата правых — бывшего премьер-министра Франсуа Фийона, который оказался в центре скандала, связанного с якобы фиктивной работой его супруги Пенелопы в качестве помощника депутата.
Экс-премьер Франции, мэр Бордо Ален Жюппе отказался заменить на президентских выборах единого кандидата от коалиции правоцентристских партий Франсуа Фийона.
«Сегодня я не в состоянии добиться необходимого объединения вокруг одного проекта, поэтому подтверждаю, что не буду кандидатом на президентских выборах», — заявил Жюппе, выступая перед журналистами в Бордо.
Свой проект он представил в минувшем году на праймериз коалиции правоцентристов, ядром которой стала крупнейшая оппозиционная партия «Республиканцы». Жюппе, по его словам, надеялся добиться широкого объединения избирателей правых и центра, однако сделать это не сумел: победу одержал Фийон, и его победа тогда была неоспоримой.
Однако разразившийся следом скандал с Фийоном, его супругой Пенелопой и детьми, получивший во Франции название «Пенелопагейт», отбросил фаворита президентской гонки далеко от лидирующих позиций. В стане республиканцев зазвучали требования сменить единого кандидата на предстоящих выборах.
Фийон, которому 15 марта надлежит явиться в суд, где ему может быть предъявлено обвинение в растрате государственных средств, в воскресенье, 5 марта, заявил, что не намерен отказываться от участия в выборах и что «ни у кого нет власти» заставить его это сделать. В тот же день на парижской площади Трокадеро состоялся многотысячный митинг его сторонников.
По словам Жюппе, скандал вокруг семьи Фийона привел партию в тупик.
Внезапный прорыв Франсуа Фийона в лидеры на праймериз был неожиданным прежде всего для его соратников по партии. «Базовый сценарий» республиканцев предполагал, что основная борьба в минувшем ноябре развернется между бывшим президентом Николя Саркози и экс-премьером Аленом Жюппе. Фийону отводилось в лучшем случае третье место. Однако уже в первом туре предварительных выборов он резко вырвался вперед, обойдя обоих основных соперников, а во втором одержал сокрушительную победу над Жюппе, набрав более 66% голосов избирателей.
Однако за стремительным взлетом последовало такое же стремительное падение. Вскоре после победы Фийона на праймериз в сатирическом издании Le Canard enchaîné появилась публикация о том, что в бытность его депутатом Национального собрания его супруга Пенелопа восемь лет получала зарплату как помощник своего мужа, никакой работы при этом не выполняя. Аналогичные обвинения касались и двух их сыновей. Общая сумма незаконно выплаченных семье вознаграждений приблизилась к одному миллиону евро. Прокуратура начала проверку, в офисе Фийона и у него дома прошли обыски.
Предвыборный расклад резко изменился. Согласно последним опросам, безусловным фаворитом президентской гонки является лидер ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен. Ей на пятки наступает кандидат от молодого левоцентристского движения «Вперед!» (En Marche!), бывший министр экономики Эммануэль Макрон, а Франсуа Фийон с большим отрывом идет на третьем месте — ему пророчат не более 17% голосов, и он даже не проходит во второй тур. Еще дальше отстает от них единый кандидат от социалистов Бенуа Амон.
Если бы Фийона сменил Ален Жюппе, то он мог выйти во второй тур вместе с Марин Ле Пен, оставив Макрона позади, утверждают социологи. Однако теперь это исключено — Жюппе от участия в выборах отказался.
В то же время Фийону на сегодня удалось заручиться наиболее мощной поддержкой политического истеблишмента. По французским законам, каждый кандидат в президенты должен собрать и представить Конституционному совету республики не менее 500 подписей политиков, занимающих выборные должности, — депутатов, сенаторов, мэров. Фийон уже представил 1155 подписей. Такой поддержки нет ни у кого из его соперников — ни у Ле Пен, ни у Макрона, ни у Амона.
Мотивы поведения и Фийона, и Жюппе вполне укладываются в логику обычных человеческих поступков, считает парижский журналист-международник Александр Аничкин. Для Фийона выйти из кампании означает признать свою вину, совершить политическое самоубийство, тогда как проиграть на выборах — это в любом случае более достойный финал. Для Жюппе согласиться вступить в борьбу — значит согласиться играть в план Б, то есть признать заранее, что его выбрали, потому что никого хуже не нашлось.
«К тому же все помнят, что Жюппе сам замешан в коррупции. В начале 2000-х он попал под суд, получил серьезный, хотя и условный срок. Сама же партия республиканцев сегодня раскололась: одни горой за Фийона, с его опытом премьер-министра, репутацией спокойного, деловитого технократа. Другие в отчаянии, потому что видят: после такого скандала партия обречена на поражение, особенно обидное при крайней непопулярности нынешнего президента-социалиста», — говорит Александр Аничкин.
Отказ Жюппе от участия в выборах говорит о том, что в партии «Республиканцы» не до конца разуверились в возможной победе Фийона, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, трудно представить, что правоцентристы вот так — просто и без боя — уступили предвыборную площадку своим оппонентам.
«Надежда еще не потеряна, во многом она связана с тем, как мощно поддерживает Фийона политическая элита. Кроме того, выдвижение Жюппе означало бы мощный раскол в самой партии, причем раскол нелегитимный, поскольку никаких формальных обвинений Фийону пока не предъявлено. Другое дело, если 15 марта официальное обвинение ему все же будет предъявлено. Тогда республиканцы окончательно окажутся в тупике, потому что на подготовку альтернативного кандидата у них просто не останется времени, и никакой план Б в данном случае сработать уже не сможет», — говорит Андрей Кортунов.
За полтора месяца до выборов во Франции складывается полная непредсказуемости ситуация. Обе «партии власти» — республиканцы и социалисты — утратили доверие избирателей.
«Социалисты во главе с действующим президентом Франсуа Олландом и так непопулярны, к тому же выдвинули своим кандидатом представителя крайне левого крыла партии Бенуа Амона. Национальный фронт Марин Ле Пен по-прежнему лидирует в общем зачете с рейтингом в 25-27%, но теряет поддержку. Тем более что Ле Пен также оказалась замешена в коррупционном скандале: ее обвиняют в целом ряде правонарушений, в том числе в нарушении правил использования денег Европарламента», — напоминает Александр Аничкин.
Исход предстоящих в апреле-мае выборов предсказать все труднее, но ясно одно: чем бы ни закончились эти выборы, будущий президент Французской Республики будет заведомо слабым, вынужденным маневрировать, вступать в коалиции, идти на компромиссы. И это будет очень нелегко, убежден Андрей Кортунов.
«Сегодняшняя Франция, как и большинство западных стран, очень поляризована — по политическим, социальным, экономическим вопросам. И достичь социально-политического консенсуса в такой стране будет очень непросто», — говорит аналитик.
«Чем больше национальный лидер погружен во внутренние политические конфликты, тем меньше внимания он сможет уделять внешнеполитическим проблемам, в том числе в данном случае — проблемам Европейского союза. Похожая ситуация начинает складываться и в Германии, где нарастают противоречия в «большой коалиции» ХДС/ХСС-СДПГ и разворачивается предвыборная борьба между Ангелой Меркель и Мартином Шульцем. За океаном Дональд Трамп тоже никак не может включиться в решение международных проблем, поскольку подвергается бесконечным атакам своих внутриполитических оппонентов. В конечном итоге эти процессы ведут к ослаблению всего западного лагеря «, — утверждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.