Председатель Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкер ставил в прошлом году создание единого европейского энергосоюза как одну из приоритетных задач. По мнению чиновников Брюсселя, создание единой энергетической политики позволило бы решить три стратегические задачи.
— стимулирование рационального использования энергетических ресурсов. Здесь у ЕС достаточно неплохой задел в использовании все более энергоэффективных технологий и полезность устранения диспропорций их распространения по странам ЕС была бы важна и несомненна.
— борьба с изменениями климата вызывает больше сомнений, поскольку – парадокс, но наиболее зеленая Германия закупила в прошлом году исторически максимальное количество российского угля. Странно, но «угольной зависимости» от России, ЕС почему-то не боится и угрозы климату – так же не видит.
— предотвращение срыва поставок, вызванного кризисами Северной Африке и на Украине. Здесь России есть о чем серьезно задуматься и принимать срочные контрмеры. Частично, они уже осуществляются, путем форсирования СПГ-проектов и «резервных» трубопроводов в Турцию и Китай. Однако, пора (и это также делается) существенно менять стратегию продаж, поскольку время межгосударственных контрактов подходит к концу, а брать себе «на загривок» еще и многочисленную евробюрократию, Газпрому, определенно не хочется.
При этом, высказанные ранее сомнения, что энергосоюз ЕС может не состояться, тают на глазах. Теперь вероятность его создания и давления на Газпром и Россию «единым европейским фронтом» становится наивысшей. Соответственно, нужны контрмеры, в том числе и «допуск в трубу» отечественных газовых производителей.
Помимо того, России понемногу необходимо развивать и альтернативную энергетику, памятуя о том, что запасы газа не бесконечны, а энергия нужна будет всегда. Для этого, нужно иметь и ресурсы и время, а не ждать пока грянет гром истощения запасов.