Воскресенье, 24 ноября 2024 года

«Дружба» с Siri может обернуться потерей значительных денежных сумм

«Дружба» с Siri может обернуться потерей значительных денежных сумм. Популярный голосовой помощник, которым пользуются обладатели устройств от Apple, способен переводить деньги с карт посредством sms. При этом смартфон может быть заблокирован.

Под угрозой оказались клиенты Сбербанка и «Тинькофф банка». Проблема возникла далеко не сегодня, ей уже больше полугода, но решения до сих пор нет.

С разрешения своего коллеги корреспондент  вызвал помощника Siri на его заблокированном iPhone и попросил Siri отправить sms-сообщение на номер 900 – это система sms-банкинга Сбербанка. В сообщении корреспондент голосом указал сумму денежного перевода и номер адресата. Siri распознала поручение и отправила sms. В ответ пришел код подтверждения от системы sms-банкинга Сбербанка – и высветился на экране заблокированного iPhone. Этот код нужно было отправить по номеру 900 и верифицировать транзакцию. Корреспондент снова прибег к помощи Siri, и деньги ушли.

Помогла Siri перевести деньги на мобильный счет корреспондента «Ведомостей» со счета в «Тинькофф банке», причем без обмена sms-сообщениями о верификации.

У «Тинькофф банка» есть ограничения на sms-перевод. Представительница банка уточняет, что максимум можно перевести 800 руб. на собственный счет и 800 — на внешний, в сумме всего 1600 руб. в месяц. Она указывает на ограниченный список операций через sms-банк: помимо оплаты мобильного это запрос баланса, блокировка карты, помощь и информация по вкладам. Плюс если бы у клиента банка было две банковских карты, привязанных к номеру телефона, с которого делался перевод (а не одна, как проверяли), в сообщении нужно было бы указать дополнительно последние четыре цифры номера нужной карты, что также осложняет задачу, пояснял сотрудник службы поддержки банка.

Эксперимент с android-устройством успехом не увенчался: голосовая система «Ok Google» перед отправкой sms-сообщения попросила все же разблокировать смартфон.

Сбербанк работает с Apple, чтобы на уровне операционной системы запретить манипуляции с Siri и функционалом sms-банков, сообщил представитель Сбербанка. По его словам, сейчас можно настроить операционную систему так, что во время блокировки экрана не работает и Siri. Операции отслеживаются, а подозрительные – автоматически блокируются, заверил представитель банка, уточняющий, что банк намерен и дальше повышать цифровую грамотность пользователей. Однако в случае потери телефона представитель Сбербанка рекомендует обратиться к мобильному оператору и в банк для блокировки номера и счетов.

По собственным данным Сбербанка, 68 млн клиентов sms-банкинга ежедневно делают более 3 млн платежей и переводов. Сервис sms-банкинга позволяет узнавать о состоянии счета, получать данные о списаниях, оплачивать мобильный телефон и переводить деньги клиентам Сбербанка, говорится на сайте банка. Но у этих операций есть лимиты: можно перевести деньги не более чем на десять мобильных номеров, каждый платеж не должен превышать 1500 руб. Переводы на известные банку карты ограничены 8000 руб., их также может быть не более 10 в сутки.

В России сейчас используется около 6 млн iPhone, подсчитал ведущий аналитик MobileResearch Эльдара Муртазина. Siri впервые появилась на iPhone 4s. Эксклюзивной функцией iPhone виртуальный помощник стал в октябре 2011 г. Siri была создана как стартап в декабре 2007 г. В следующем году компания получила $8,5 млн от Menlo Ventures и Morgenthaler Ventures, а в 2009 г. дополнительно привлекла $15,5 млн от тех же инвесторов и гонконгского миллионера Ли Кхасина. Apple выкупила Siri в 2010 г., по данным Techcrunch, сумма сделки превысила $200 млн.