Пятница, 22 ноября 2024 года

Денег не стоит ждать ни с Востока, ни с Запада

По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, надежды на замену западных денег на восточные был в корне неверен. России надо быть уверенной в значительных трудностях привлнечения денег, что с западной, что с восточной, что с южной сторон. За деньгами сегодня колоссальная конкуренция и ждать денег – совершенно бесперспективно

По результатам посещения вместе с главой РФПИ Кириллом Дмитриевым ряда восточных стран, Греф вынес совершенно четкое представление – желающих инвестировать в российские проекты нет. «Мы стоим в очереди за деньгами» — подчеркнул Греф.

В России нет должного умения структурировать проекты, без этого рассчитывать на деньги нереально.

Нестабильность местного российского финансового рынка создает дополнительные и весьма существенные трудности  для финансирования инфраструктурных проектов. Если за последний год, ставка Банка России изменилась на 4%, то это колоссальная проблема. С финансированием проектов большие сложности как в рамках  для частно-государственного партнерства, так и бюджетного финансирования. Тем не менее, единственная надежда – только на частные деньги.

Для этого, по мнению Грефа, необходимы три важные реформы, без которых с финансированием в России наступит катастрофа.

— необходимо оказание вполне внятной, адресной и мотивированной помощи строительным компаниям. По итогам олимпийских проектов в Сочи, банкротство постигло многие строительные организации, что и сузило базу работ и увеличило недоверие к партнерству.

— нужна стратегия вовлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Она, в обязательном порядке, должна быть дополнена политикой по хеджированию рисков частных организаций и инвесторов, понятной и выполняемой.

— наконец, должно радикально измениться отношение к правам частного инвестора, миноритарного акционера и т.п. активного участника финансового рынка.

Рассчитывать на внешние инвестиции можно только опираясь на внутренние. Понадобился кризис, санкции и полуизоляция, чтобы эта мысль стала очевидной. Впрочем стала ли, покажут ближайшие год-два.