Пятница, 22 ноября 2024 года

Чтобы расплатиться с кредиторами, Украине придется напрячь все силы

Миссия МВФ приступила к очередному этапу переговоров с украинским правительством.

Основная тема — дальнейшее сокращение государственных расходов. Кредиты МВФ являются единственным значительным поступлением в стремительно сокращающиеся государственные финансы, поэтому правильнее было бы говорить не переговоры – а ознакомление с  условиями.

В озвученных планах украинского правительства урезание расходов на 10% за два года. Реалии намного хуже, поскольку Минфин уже разослал предложение представить соображения по уменьшению расходов не менее чем на 25% в одном только 2015 году. В теории, такое сокращение не означает полного отказа государства от социальной роли – но приближает структуру бюджета к наименее развитым государствам мира. Это и не означает урезание бюджета до мизерных значений, поскольку госрасходы в стране превышают 50% ВВП.

Что пойдет под сокращение? Для россиян, список не покажется новым, они его «проходили», возможно, он им еще раз предстоит в самое ближайшее время

— расходы на образование (отмена льгот и стипендий, сокращение преподавателей и дисциплин, закрытие малых школ и бесплатного питания для детей)

— урезаны расходы социального страхования,

—  сокращение пенсий работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста,

— сокращение расходов на медицину,

— чисто символическое уменьшение (в два раза меньше экономий на образование и в 12 – чем пенсионные сокращения) расходов на государственный аппарат,

— отмена принципа презумпции невиновности при расходах как борьба с серыми зарплатами и теневой экономикой. Очень интересно, чем на это ответят пытливые и изобретательные славянские умы.

Чисто теоретически к экономии можно будет добавить уменьшение трат на боевые действия из-за улучшения положения на Донбасском фронте – но это еще надо доказать.

И, уже не к экономии, а к доходной части – все больший рост тарифов.

Проблема в том, что бюджет стабилизации никак не реально назвать бюджетом развития с любой степенью приближения или допущения. Проще говоря – из страны, где выживают, может начаться повальное бегство, причем первыми в очереди будут наиболее социально и экономически активные граждане. Кто и как будет потом поднимать страну, и будет ли это вообще в задачах украинского правительства – вопрос не завтрашнего дня.