Центр стратегических коммуникаций НАТО Stratcom в новом исследовании «Stratcom смеется. В поисках аналитической основы» объявил российскую юмористическую передачу КВН «инструментом политической стратегической коммуникации».
Исследование, заказчиком которого выступило Министерство обороны Латвии, основано на анализе выступлений команды из Москвы «Парапапарам», представляющей МГИМО, на фестивале «Голосящий Кивин» в 2014 и 2015 годах.
«КВН можно описать как коммерческий продукт и бизнес-модель. Этот бизнес стал возможен и растет, потому что у владельца бренда КВН особенные отношения с Кремлем», — говорится в докладе, опубликованном в среду.
«Прожекторперисхилтон», «Вечерний Ургант», «МаксимМаксим» и «Yesterday Live». Их анализ показал, что они «нацелены на сохранение советского типа сознания аудитории», а также на подчеркивание «различий между консервативной Россией и мультикультуральной и толерантной Европой». Кроме того, телепрограммы преследуют несколько важных целей — «легитимизация превосходства лидера (то есть Путина. — Ред.)», «поддержка внешней политики правительства», «создание образов зарубежных лидеров».
Заодно авторы документа изучили и юмор украинских каналов во время «российской агрессии в 2014-2016 годах», однако этот материал анализировался исключительно как «средство достижения единства и снятия стресса».
В документе НАТО речь идет не просто о телепрограмме, а о «КВН-машине», которая открывает Кремлю «доступ к специфической, стратегической аудитории, готовой служить режиму». Такие далеко идущие выводы стратеги альянса сделали на основе анализа выступления команды «Парапапарам», представляющей МГИМО. Изучив шутки кавеэнщиков про Путина и Обаму, натовские аналитики вынесли вердикт: на самом деле это не безобидный юмор, а «стратегический посыл», влияющий на население.