В прессе часть обсуждается позиция кредиторов Украины, причем российская – в первую очередь. Меж тем, большинство долговых обязательств Украины находится вовсе не в российских руках. Образно говоря, финансовая судьба Украины скорее в руках Марка Мобиуса, управляющего фонда Franklin Templeton, чем российского президента Путина.
Пока кредиторы Украины, в т.ч. и Россия, относятся к идее реструктуризации долга крайне скептически, если не сказать враждебно. Тем не менее, пример Греции показывает, что частных кредиторов вполне успешно «ломают» на заведомо невыгодные условия реструктуризации. С учетом нагнетания антироссийской пропаганды и фактом, что с финансовым консультантом Franklin Templeton стала компания Blackstone’s advisory, ранее работающая с кредиторами при реструктуризации долга Греции в 2012, вероятность нового «перелома» интересов кредиторов Украины выглядит достаточно высокой.
Что имеют частники и сколько при этом могут потерять? По данным из различных источников, Franklin Templeton владел украинскими облигациями примерно на $7 млрд., что более чем в два раза российского пакета. При этом, долг Киева в международных облигациях, составляет $17 млрд. Franklin Templeton приобретя большинство долговых обязательств Украины до Майдана-2, продолжил наращивать свои позиции. Bloomberg сообщает, что на I квартал 2014 г., общий объем облигаций Украины, приобретенных фондом, увеличился до $7,6 млрд.
Соответственно, позиция фонда в отношении украинского долга, если не является определяющей, то ключевой, несомненно. Реструктуризация долга является одним из условий новой программы спасения финансов Украины. То, что фонд начал форсировано ее исполнять, показывает либо закулисную договоренность с крупнейшими кредиторами, либо полное пренебрежение их интересами. МВФ уверен, что их смогут «дожать». Киев заявляет о необходимости сокращения стоимости бондов, уменьшении процентной ставки и пролонгированию графика погашения. Все долговые обязательства необходимо реструктурировать под требование снижения долга ниже 70% ВВП. Условия для всех кредиторов должны быть одинаковы. Россия уже ответила отказом обсуждать условия реструктуризации, соответственно стоит ожидать интересной переговорной или судебной интриги.