S&P пересмотрело рейтинг Болгарии, ухудшив его до «мусорного» уровня. Основной причиной является затянувшийся банковский кризис, при этом необходимая поддержка слабой банковской отрасли государства запоздала и теперь угрожает размеру государственного долга. Помощь по-прежнему требуется третьему и четвертому по размерам банкам страны. В 2014 г. поддержка финансового сектора обошлась Болгарии в 3,5% ВВП и не дала заметного эффекта.
Усугубляет положение неопределенность внешней политики государства. Прозападные и пророссийские политики не могут придти к внятному консенсусу, что постоянно приводит к срыву договоренностей с Россией и недоверию западных инвесторов к болгарским проектам. Объемы сельскохозяйственных поставок в Россию по сравнению с периодом СССР мизерны. Достигнутые соглашения по атомной энергетике были провалены болгарской стороной. Точно также, российская сторона обвиняет Болгарию в срыве проекта «Южный поток». Неизвестно точно, сколько было потеряно западных проектов.
Но они наверняка были. Упущенные возможности обходятся болгарской экономике в чрезвычайно значительные суммы. При этом, не вполне понятна причина неприязни к российским предложениям, возможно российские СМИ ее достаточно умело скрывают за заявлениями о продажности правительства интересам Запада в ущерб благу народа.
Если бы все так было просто, и если бы в благе народа российского были заметные положительные подвижки – то в это верилось бы охотно. Пока же – имеется достаточно безрадостная картина стагнации болгарской экономики. Впрочем, в российской, прогнозы уже уверенно стоят на спаде, основной вопрос – насколько он будет масштабным и долговременным. Пока, затянувшийся биржевый спад и впечатляющий рублевый обвал наводят только на самые плохие мысли.