Минск и Москва форсировано согласовали возможность фиксации цен на белорусский продовольственный импорт в долларовые расчеты. Это окончательно ставит крест на придании рублю статуса региональной валюты, хотя в случае борьбы за выживание – не до амбиций. Все же правительству РФ нелишне напомнить, что к гегемонии доллара, против которой так много и с таким пафосом было посвящено множество выступлений на разных уровнях, РФ и Белоруссия возвращаются совершенно добровольно. Занятно, но почему-то расчеты будут не в евро, а в преданном анафеме долларе. Похоже, перспективы евро также не вполне определенные и не застрахованные от (относительно, конечно) резких колебаний.
Вся суть долларовых расчетов заключается в большем удобстве и доверии к валюте. Естественно, к доллару и управляющей им ФРС можно применить немало вполне обоснованных претензий. Однако, ФРС не может себе даже мысленно допустить такое вольное обращение с долларом, какое без тени сомнений проводит с рублем Банк России, например. Собственно, единственным похожим образом запредельно аккуратного и осторожного обращения с собственной валютой может считаться юань, хотя ему не хватает важного момента истинно рыночного курсообразования. Впрочем, ему это и не к спеху. А вот спасать рубль придется. Пример обвального падения «на ровном месте» показывает абсолютную недопустимость феодального управления экономикой. Как только прекратилась его подпитка нефтедолларами – все рухнуло. Все субъекты взаимодействия с валютным рынком считали, что курс должен «держать» кто-то, а не он (Банк России – не исключение). Все бросились решать свои локальные задачи, бросив общую. Результат — не замедлил себя ждать.
Теперь пора, забыв про амбиции, решать посильные задачи продовольственного снабжения и доллар в помощь. В лучшем случае – параллельно развивая собственные новации там, где есть конкурентоспособность. И чем быстрее – тем лучше, время тут не работает на Россию.