Пятница, 22 ноября 2024 года

BASF разрывает сделку с «Газпромом»

Немецкий концерн вопреки ранним многократным заявлениям объявил об отмене сделки по обмену активами с российским «Газпромом». Это означает для российской компании потерю возможности контролировать существенную часть газотранспортных и сбытовых активов в Европе. Фактически, речь идет о сломе тренда многолетнего сотрудничества, начавшегося еще в годы СССР. Это будет пренеприятнейшим дополнением к санкциям против РФ, хотя все отмечают, что точка невозврата еще не пройдена.

Тем не менее, движение к минимизации и свертыванию сотрудничества налицо. Еврокомиссия формировано готовит документы по созданию энергосоюза ЕС, который, по замыслу чиновников ЕС усилит позиции стран на переговорах с поставщиками газа. Кроме того, в документ входят направленные фактически исключительно против «Газпрома» ограничительные меры.

В этом смысле, разрыв сделки становится игрой на опережение. Более того, это находит определенное понимание в самом «Газпроме», объявившем о разочаровании в текущей стратегии взаимодействия и собирающегося радикально ее менять. Общий смысл – в полном уходе с внутриевропейского рынка и продаже объемов газа исключительно на границе. В принципе, противникам и конкурентам «Газпрома» на европейском рынке, компания готовит практически подарок, хотя очень интересен вопрос, кто сможет его переварить. Возможно, все это происходит под давлением текущих обстоятельств, но стоит признать, что компания все же пыталась интегрироваться в европейский бизнес и постигшие ее разочарования текущим политическим обострением лишь усилилось.

Сторонникам же теории газового заговора против России стоит напомнить, что заговор направляется почему то только против них. Почему он не направляется против Китая, заполонившего своим ширпотребом весь мировой рынок? Может причина все-таки и в российской стороне?

По крайней мере, игроки газового рынка Европы пока относятся к идее «единой газовой Европы» запредельно скептически. Они справедливо полагают, что о рыночных условиях в Европе стоит забыть, а последствия увлечения игрой против Газпрома еще могут аукнуться всей экономике ЕС. Впрочем, у россиян более чем достаточно собственных забот.