Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) существенно пошатнули свои позиции еще до начала системного финансового кризиса. Меж тем, чрезвычайная напряженность на пенсионном рынке не располагает к потере даже незначительных игроков. К тому же, занимая не самое большое место в объемах пенсионного рынка, НФП охватывают работников ключевых отраслей российской экономики – например газовиков и железнодорожников.
А ситуация в НПФ обостряется с решения заморозить накопительные части пенсий. Существенная часть денег из накопительных пенсий инвестировалась НПФ в инвестиционные проекты. Заморозка как сузила и так бедный рынок «длинных» денег, так и пошатнула сами проекты и НПФ, в них участвующие. Еще более напряженной стала ситуация после законодательного решения о том, что все НПФ должны акционироваться и вступить в систему гарантирования возврата средств до конца 2015 года. Текущий же финансовый кризис, грозит полностью разрушить всю систему.
Для того, чтобы не подвергать пенсионную систему нагрузкам, а вкладчиков НПФ не возвращать принудительно в категорию «молчунов» участники рынка предложили регулятору схему санации НПФ, не сумевших вступить в систему гарантирования накоплений из-за несоблюдения требований регулятора. Ее суть крайне проста и предполагает поглощение фонда-неудачника другим НПФ, прошедшим проверку регулятором. По текущему законодательству в случае отзыва лицензии у НПФ, его пенсионные активы передаются в Пенсионный фонд России (ПФР). В случае санации, они переходят под управление фонда-санатора, который мог бы получать и средства господдержки на оздоровление.
Крупные участники рынка («Благосостояние ОПС», «Стальфонд» и «Телеком-Союз» полностью поддерживают идею санации. Об осторожном оптимизме в отношении принципа санации НПФ заявил и руководитель группы компаний «Алор» (НПФ «КИТ Финанс», «Наследие», «Промагрофонд»). Банк России пока отказался от комментариев, предпочтя более детально изучить проблему и предлагаемый механизм ее решения.