Банк России неожиданно пошел навстречу мнению банковского сообщества, совершенно недвусмысленно указавшего на гибельность для системы текущего значения ключевой ставки в 17%. Однако, банк находился, условно говоря, под несколькими угрозами – этаким финансовым цуцвангом. С одной стороны, все действия ЦБ по факту не достигли целей, а критика достигла апогея. С другой – регулятору ни в коем случае не надо показывать слабость перед рыночным шантажом. К тому же, смягчение политики – однозначный удар по курсу валюты, с таким трудом и издержками стабилизированной.
Возможно, рискованные действия регулятора были вызваны обстоятельством отсутствия другого выхода. Об инфляции на время забыли, точнее ее признали меньшим злом. При этом, давление на спекулянтов, играющих против рубля беспрецедентно и есть существенная вероятность, что адаптировавшаяся к финансовому шоку система при получении внятных доказательств курсовой стабилизации, начнет успокаиваться. Доверие к действиям ЦБ начнет восстанавливаться и, в среднесрочной перспективе, курс рубля пойдет вверх, что опять-таки окажет желаемое воздействие на инфляцию.
При этом, дополнительный положительный эффект – что весь комплекс мер может привести к уже достаточно точно просчитываемым результатам. Если курс придет к «расчетному» значению 68-64 рубля за доллар и далее – к 58-54, то можно считать, что ЦБ добился значительных успехов впервые с момента начала кризиса. Решение ЦБ уже одобрено главой Минфина Силуановым, банки также воспримут решение позитивно, с оговоркой, что это начало и снижение ставки – пусть не такими темпами надо продолжать имея целью уровень 10,5%
Кстати говоря, такая стратегия уязвима к внешним атакам. Если их не будет, то пропагандистская шумиха об усилиях «внешних врагов» получит сильный факт против. Впрочем, указывать машине пропаганды на ее «переборы» — пустая трата времени.