Объявление МВФ новой, расширенной программы экономической помощи Украине, не вызвало воодушевления в экспертной среде. Объявленная программа дополнительной помощи в $17 млрд в течение четырех лет, доводит (с учетом ассигнований помимо линии МВФ) помощь до внушительной цифры $40 млрд, что должно, как минимум, спасти государство от дефолта уже в текущем году.
Однако, с момента в начале лета 2014 г. расчета украинскими экономистами минимума помощи, которая составляла $35 млрд., изменилось слишком многое. Во-первых, потерян Донбасс. Даже если предположить, что завтра там установится мир и вдруг забудутся огромные жертвы и взаимная ненависть, потери в людях и инфраструктуре значительны. Сами расходы на военную операцию никак не учитывались в исходном расчете. Нет в расчете и расходов на увеличившуюся армию и национальную гвардию – некий аналог внутренних войск.
В-третьих, существенно утрачены валютные доходы страны. В дополнение к потерянному Донбассу, сильно пострадали доходы от поставок на рынок России. И пусть торговые связи украинские и российские коллеги рушили с одинаковым усердием (даром, что совсем не добровольно), это дело не меняет. При этом, замена российского рынка не какие-либо другие идет вяло и неубедительно.
Наконец, в четвертых, расчет помощи не учитывал возможностей по расплате, которые, с комплексом перечисленных факторов, существенно ухудшились. Пока идет война, а ей не видно конца, развитие экономики малореально, а все средства будут ухудшать общий итог – страна станет больше зависимой от кредитования при параллельном ухудшении ситуации с долгом. Пример Греции в данном контексте весьма уместен.
Т.о. международная помощь только снижает угрозу дефолта, не отменяя ее полностью. Все же реформы, которые требуются от Украины, были провалены и до сего момента – не вполне понятно, почему израненная страна их выполнит лучше и быстрее.