После распада СССР, Россия стала правопреемницей не только его долгов, имущества, основной части экономики, но и амбиций. Причем, если экономике, политические ми финансовые возможности существенно снизились, то амбиции выросли. И, это всерьез угрожает экономике и благосостоянию граждан.
Изображение поражения победой – давняя черта многих военных. Нечто подобное наблюдается в настоящее время в официальных сообщениях, сопровождающих решение по остановке «Южного потока».
Переориентация газовой работы на турецкое вместо болгарского направления – достаточно серьезное политическое поражение РФ, дополненное нуждой спасения хотя бы части из частично профинансированного проекта. Преподносить его как победу над коварной Европой, даже только для внутренней аудитории – давать повод усомниться в собственной адекватности.
Основные возражения против нового, «турецкого» проекта настолько очевидны, что их даже неловко перечислять:
— заявленные объемы перекачки газа к Греции еще нужно принять, т.е. построить инфраструктуру. И захотеть принять – с чего Газпром решил, что газ там ждут, не дождутся – непонятно.
— маршрут пролегает через другого транзитера, причем под сильнейшим вопросом и его стабильность, и его надежность. Конечно, смена мыла на шило – это совсем не то, что в первый раз.
— маршрут существенно длиннее Южнопоточного, говорить про украинский просто несерьезно. Но, если в южном потоке это искупалось независимостью от страны-транзитера и ненадобностью оплачивать транзит – то про турок так не сказать.
— компания, которая так запросто бросает проект – не может быть надежной в принципе. И не важно, что она финансировала его на собственные средства. А руководство, уже отличившееся заявлениями по «дутость сланцевой революции» — интересным для переговоров.
Общий вывод экспертов неутешителен – игры в геополитику при слабых силах обречены на неудачу, а компании грозят полным крахом. Или, что также характерно – перекладыванием проблем на плечи внутреннего рынка. Тогда крах будет грозить уже всему государству, поскольку имя таким желающим – легион, а пример «Газпрома» будет и заразителен, и оправдателен для уже «отличившихся».