На фоне текущих санкций и угроз введения новых, российские власти отчаянно ищут если не способы минимизации последствий, то, хотя бы создания видимости их незначительности.
Наряду с массами заявлений, что санкции нанесли их вводящим больше ущерба, чем экономике России, что они бессмысленны и никоим образом не повлияли на проводимую политику, все чаще делаются заявления, что если и наступают трудности, то связаны они не с санкциями, а с неблагоприятным состоянием экономики, шевелении спекулянтов, стечением обстоятельств и.п.
Кроме того, заявляется, что санкци подошли к максимуму возможностей и усиливать их можно только что разве прямым боестолкновением. Поскольку Запад атаковать не решился даже более слабый в военном отношении Иран, то с этой стороны опасений немного. Насчет всего остального все намного хуже. Отечественные экономисты отмечают уже и прямой и серьезный ущерб бизнес-процессам в России и у российски ориентированных западных компаний.
Санкции в сочетании с падением цен на нефть негативно действуют на российскую макроэкономику, в первую очередь ее финансовый сегмент. ЦБ пересмотрел прогноз, отменив развитие и официально заявив о стагнации экономики. Опережающие показатели, вообще сулят российскому ВВП спад на 1-2%. При этом, трудности в финансовой сфере, даже без усиления санкций (а там у Запада еще есть пространство для маневра), могут привести к краху через год-два.
Понимая это, правительство сосредоточилось на немногих, но дающих надежду шагах.
— банковская система срочно докапитализируется. В этом смысле есть хорошая новость – самый крупный Сбербанк – в докапитализации не нуждается, а докапитализация ВТБ – относительно незначительная.
— Возможно, Банк России получил достаточную выволочку, чтобы не просто стабилизировать курс рубля, а хотя бы символически отыграть часть потерь.
— Поиск союзников в замещающем сотрудничестве. Китай вовсе не единственный союзник в борьбе против изоляции. Ничуть не потеряны позиции в Индии, Белоруссия и Казахстане. Очень занятное шевеление на японском направлении, хотя оно пока именно демонстративное.
Наконец, самое время понять, что собственное население, его творческий и инвестиционный потенциалы – самое важное в борьбе с любого рода трудностями. Пока в этом направлении не видно даже демонстративных шагов.