Жители России вынуждены платить за авиабилеты в Европу в два раза больше, чем граждане Украины и Прибалтики. Специалисты считают, что причина кроется в плохой организации лоукостеров из РФ.
Об этом сообщило издание, ссылаясь на расчеты стоимости билетов экспертов Aviasales.ru. При анализе ситуации сравнили стоимость поездки по самым популярным направлениям. Например, за билет в Турцию в среднем россиянину предстоит заплатить 20 тысяч рублей. В то время как украинцу такая поездка обойдется в 13 тысяч.
Чуть дороже заплатит житель Латвии, однако и его билет обойдется всего в 17 тысяч рублей.
Если вы собирались осенью отдохнуть в Италии, то в среднем полет из России вам стоил бы 25,663 рублей, а из Украины – 18,461 рублей и 11,616 рублей из Литвы. Перелет в Чехию из нашей страны обойдется в 22,977 рублей, а из Литвы – 12,231 рублей.
Собираясь в Грецию, также лучше проверить вылеты из соседних стран. Во многих случаях добираться на перекладных будет выгоднее. Например, из России в среднем билет в Грецию стоит 21,070 рублей, а из Украины – 13,423 рублей. Из Латвии так и вовсе долететь в Грецию можно за 7,898 рублей.
Хотя и есть выгода, но она не такая существенная, чтобы добираться на перекладных, при поездках в Болгарию. Россияне в среднем платили этой осенью за полеты сюда 12,735 рублей, в то время как украинцы летали на популярные курорты страны всего на 6% дешевле, за 11,947 руб.
В итоге почти по всем маршрутам выгоднее летать не из России.
Сильнее разница чувствуется на центральноевропейских линиях. Например, средний чек во Францию из России составляет 27,704 рубля, а при вылете из Литвы среднее значение падает почти в три раза – до 9,444 руб.
Такой сильный разрыв в стоимости билетов объясняется наличием в соседних странах лоукостеров. «В Прибалтике даже национального перевозчика – airBaltic – можно отнести к бюджетным авиакомпаниям. Вместе с тем на рынке работают Ryanair, easyJet, Wizz Air. Единственным российским лоукостером остается «Победа», — говорится в исследовании.
Впрочем, опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что сказывается близость наших соседей, в частности, Украины, Латвии и Литвы к анализируемым в исследовании направлениях. Поэтому и вылетать оттуда дешевле.
По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдора Борисова, кроме простоты с выходом на европейский рынок, у лоукостеров в Европе и в России совершенно разные возможности по экономии.
«В России в чистом виде лоукост-модель развивает авиакомпания «Победа», однако возможности по экономии ограничены российскими реалиями: у нас почти нет недорогих альтернативных аэропортов», — добавляет он.
Если бы европейские лоукостеры находились в России и платили бы такие же высокие аэропортовые сборы и покупали по высокой стоимости керосин, то они также подняли бы тарифы, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По словам эксперты, иногда наши авиакомпании оставляют самолет ночевать в других аэропортах просто потому, что это дешевле, чем в России.
Генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова обращает внимание, что даже данные исследования показывают, что по части направлений летать из России выгоднее, чем из соседних стран. Например, в Испанию.
Посетить осенью митинги за независимость Каталонии россияне могли, купив билет на самолет за 26,053 рублей. Украинцам полет в Испанию обходится в среднем в 27,431 рублей, латышам – в 26,662 рублей. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что из Литвы билет в Испанию обошелся бы всего в 16,176 рублей. Зато отправиться в Китай из России можно всего за 38,863 рублей, а из Украины за 58,598 рублей. Из Латвии и Литвы прямых полетов в Поднебесную нет.
В целом эксперты считают, что россиянам стоит спешить воспользоваться выгодными предложениями, поскольку стоимость билетов в ближайшее время вырастет.
В перспективе с учетом ухода с рынка авиакомпаний и снижающейся конкуренции, цена, очевидно, увеличится, говорит Федор Борисов. По словам Нины Козловой, авиаперевозки находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики.
При этом ценовая политика российских авиакомпаний была слишком консервативной в последнее время, считают эксперты.
Так, средний тариф на внутренних линиях с 2011 по 2016 годы вырос на 32%, в то время как рост цен за период составил 60%. Международные перелеты подорожали за тот же период на 66,8%, в то время как курс доллара вырос на 129%, добавляет она.
Также цены на авиаперевозки вырастут, если власти не будут продлевать действие закона о снижении ставки НДС до 10% на внутренних авиалиниях, говорит Козлова. Как комментировали ранее эксперты, эта инициатива помогает авиакомпаниями сэкономить более 30 млрд рублей в год. Примечательно, что сейчас аналитики
уверены в росте тарифов на полеты, несмотря на то, что недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку ценообразования на авиабилеты.
В частности, антимонопольный орган запросил список документов у авиакомпаний для проверки ценообразования в рамках глобальной системы бронирования (GDS) и управления доходами.
Однако, как отмечает Роман Гусаров, о возможных результатах этой кампании можно судить по тому, что сама же ФАС подготовила проект предельных максимальных аэропортовых сборов и тарифов на обслуживание авиакомпаний в новом аэропорту «Платов» в Ростове-на-Дону. В частности, предлагается, что ставка на взлет и посадку вырастет 1,5 раза, сбор за обеспечение авиационной безопасности — в 3 раза. Рост тарифов авиакомпании, скорее всего, переложат на пассажиров. Смысл в расследовании ФАС на фоне такой инициативы, непонятен, резюмирует Гусаров.