Украинские чиновники выражают недовольство тем, что в отличие от политической сферы, где поддержка украинской позиции преобладает, в рамках торговой войны между Украиной и Россией, организация занимает строго нейтральную позицию и предлагает, для начала договариваться между собою.
Раздражение «бездействием» ВТО вылилось в несколько указов президента Порошенко, отменяющих некоторые декоративные обязательства перед организацией.
Споры и претензии друг к другу возникли у России и Украины практически с распада СССР. Однако, тесная взаимосвязь экономик предполагала отсутствие чрезмерно резких политических движений. Напряжение росло, временами проявляясь «газовыми войнами», но было на уровне политической болтовни. Разрыв наступил, когда Украина, постепенно «сползавшая» в сторону Евросоюза вдруг была поставлена перед выбором «или-или». Почти нет сомнений, что российский демарш Януковича был вызван желанием поиграть на столкновении интересов, выбивая у сторон преференции. Его неудача вызвала катастрофическую эскалацию.
И, именно здесь проявилась недальновидность российской и украинской сторон, связанная с чрезмерными упованиями на ВТО. Свод правил плавания не учит плавать и не поможет, когда тонешь. ВТО приспособлена для решения вопросов на другом уровне отношения к закону и договоренностям.
Теперь между странами идет практически полноценная торговая война. При этом еще до конца не отработан инициированный Украиной санкции, о необходимости ввода которых самой Украиной, ей напомнил американский посол.
В этой связи, говорить о возможной утрате Россией инструментов давления на Украину нелепо. Именно в настоящее время, время практически предвоенное – использование всех средств давления представляется самым своевременным и не откладываемым на потом. Поскольку руководство Украины совершенно прямо и определенно намерено переводить экономику и политику на «западные» рельсы в части работы промышленности, армии и т.п., то задача Москвы в таких условиях выглядит просто и понятно – сделать разрыв максимально болезненным, при особой удаче даже приводящей украинское государство к катастрофе. Если же ситуация будет развиваться для Кремля неблагоприятно, то есть украинской государство устоит, то рычаги давления никуда не денутся. Остается общая граница, интерес к рынкам сбыта. Никуда не денется культурная и историческая общность. А, при совсем фантазийном варианте – так произойдет и объединения в рамках евразийского союза.