Фактически, рубль отпущен в свободное курсообразование, причем его падение не находит иных, кроме спекулятивных причин. Преодоление долларом 50 рублевого порога выглядит все более вероятным, особенно с учетом предстоящих в декабре крупных выплат российскими держателями долга.
Возможно, нынешний пик, как раз, наоборот, связан с желанием запастись валютной ликвидностью загодя, заманить мелких спекулянтов в ловушку «верной» игры против рубля, чтобы затем внутридневной волатильностью «вынести» их с рынка. После чего, продолжить игру на расчищенном поле. Тогда в декабре, на пике выплат корпораций по внешним долгам, можно будет ожидать «отскок» курса рубля на 2-6%, чтобы у мелких спекулянтов сработали стоп-ордера.
Что сулит «рыночная девальвация?» Фактически, нельзя сказать, что денежные потоки проходят через российскую экономику свободно. Нельзя сказать, что финансовая система прозрачна.
Можно сказать, что властям ситуация с рублем безразлична, на слабом рубле делаются тактические задачи. Например, девальвация в моменте улучшает бюджетные показатели, как за счет обесценивания расходов, так и за счет увеличения «веса» валютной выручки при пересчете в рубли. Кроме того, слабый рубль лучше любых контрсанкций препятствует импорту и улучшает показатели экспортно-ориентированных компаний, дестимулирует выездной туризм и т.д.
Последующий стратегический ущерб игнорируется. Самый главный в том, что рубль очень долго будут считать исключительно спекулятивной валютой, причем подверженной манипуляциям со стороны регулятора. Соответственно – будет запрашиваться существенная премия за риск. С учетом того, что вся финансовая система держится исключительно на доверии, вся российская система таким поведением загоняется в зону стабильности в малом. Т.е. кризисы в ней будут происходить максимально некстати.