Миротворцы ООН в Донбассе должны ограничиться охраной миссии ОБСЕ, иначе это приведет к нарушению минских договоренностей, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.
Министр подчеркнул, что любые другие действия со стороны ООН приведут к перечеркиванию минских договоренностей и добавил, что «к этому, собственно, украинская сторона, по-моему, и стремится».
Вопрос о приглашении в Донбасс миротворческой миссии ООН президент Украины Петр Порошенко поднял в феврале 2015 года, после того как украинские войска после месячных боев оставили Дебальцево. Он уточнил тогда, что вопрос о приглашении миротворческой миссии ООН уже «проработан правительством, был привлечен МИД». Украинский лидер подчеркнул, что «наилучший для нас формат — это полицейская миссия Евросоюза». Миротворцев, которые будут действовать в соответствии с мандатом Совбеза ООН, Порошенко назвал тогда «наиболее эффективным и наиболее оптимальным гарантом безопасности в сложившейся ситуации». Тогда же эту идею одобрил Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Против этого предложения выступили тогда постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин и представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Через несколько дней стало известно, что главы МИД России, Германии и Франции в ходе совещания в формате «нормандской четверки» также не поддержали это предложение.
13 марта 2015 года Украина официально обратилась в ООН с просьбой об отправке в Донбасс миротворческого контингента. 25 апреля Лавров заявил, что не видит оснований для ввода миротворцев в Донбасс. Министр назвал тогда требование Порошенко «попытками снять с себя ответственность за подпись на Минском соглашении». Он подчеркнул, что подобные действия должны быть основаны на дополнительных соглашениях, для которых необходимо согласие всех сторон, в частности, повстанцев. А от контакта с ними Порошенко, по словам Лаврова, уклоняется.
Напомним, Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон встретились на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Российский министр сообщил, что у Москвы и Вашингтона остаются взаимные вопросы по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, однако стороны намерены продолжать диалог по этому вопросу. Госсекретарь США рассказал о стабилизации ситуации вокруг дипмиссий Москвы и Вашингтона, а также о сотрудничестве двух стран в Сирии.