В одном из отделений Сбербанка произошел единичный случай, любопытный с точки зрения правовой коллизии. Вкладчица, заблаговременно предупредив банк о снятии со счета личных средств не получила их, поскольку банк выдвинул условие сообщить о назначении такой крупной суммы.
Суть такого, вообще-то незаконного требования в излишне рьяном понимании работниками банка закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и плохом знании или намеренном игнорировании пункта 2 статьи 837 ГК РФ говорящей что банк обязан выдать сумму вклада по первому требованию. Однако на то и существуют юристы, чтобы запутать ситуацию до невозможности разобраться в ней без их помощи.
Во-первых, первым моментом являются операции на сумму более 600 тыс. руб. При этом, поясняется, что проверяются только подозрительные операции – при довольно длинном списке таковых. Однако, и это самое важное – получение наличных с персонального счета в этот список не входит. Более того, даже проверка операций подозреваемого в терроризме, экстремизме и прочих «измах» не является основанием для отказа в получении наличных.
Банк обязан проверять личность получателя, наличие договора и ордера внесения средств. Кстати говоря, банки редко усердствуют насчет второго и третьего, а удостоверение личности при получении – абсолютно повсеместная практика. При этом же, никаких справок о намерении клиента тратить полученные средства – нет ни слова. При попытке работника банка отказать в выдаче средств, с банка надо требовать письменный документ с указанием причин отказа. Его нужно будет предъявить в суде при оспаривании отказа. И, тут все опять зависит от качества привлеченного юриста, поскольку отказ наверняка ведет к моральному ущербу и ущербу от срыва сделки, например. К тому же, имеет смысл с копией этого документа обратиться с жалобами в «Роспотребнадзор» и ЦБ РФ. Возможно, заявление о таком намерении остудит любопытство банка и до суда дело не дойдет.
Впрочем, банки сами «постарались» ограничить себя от денежных «излишков» вкладчиков, не распространяя гарантию на средства вклада выше 700 тыс. руб.