Четверг, 25 апреля 2024 года

Секвестр российского бюджета ведется осторожно и медленно

С учетом резкого осложнения финансовой ситуации внутри России, перед правительством стоит сложная задача пересмотра бюджета. Сложность даже не только в необходимости оптимизировать расходы и доходы, сколько в том, что нельзя ни затягивать, ни торопиться с решениями.

Сами разговоры и первые практические наметки пересмотра бюджета начались в ноябре-декабре 2014. Уже тогда всем стало очевидно, что исходные данные для бюджетного планирования необходимо пересматривать в сторону ухудшения. В условиях снижения цены на нефть, повышения уровня инфляции и падения курса рубля, Минфин РФ прогнозирует 15% сокращение доходной части. 

В условиях резко ухудшившейся конъюнктуры, принципиальных решений два. Первое — классическое, заключающееся в существенном сокращении расходов, например, пропорциональном. Второе решение — т.н. «контрциклическое» — когда в выбранных отраслях и статьях, расходы резко наращиваются. Это — активное противодействие кризису, в расчете что отрасли-локомотивы «вытянут» за собою всю экономику. При таком раскладе. уже в следующем за текущим годом имеет смысл рассчитывать на возврат к росту экономики.

Шесть лет назад был продемонстрирован именно контрциклический маневр — при сокращении доходов бюджета на четверть, расходы были чуть ли не пропорционально увеличены. Это позволило пройти кризис 2008-09 годов практически без потерь

В настоящее время, возобладало «классическое» решение, связанное с сокращением расходов. В пылу «сократительского» решения Минфин заявил о планируемом сокращении трат казны на 2,1% ВВП. К слову сказать, Грецию «опрокинуло» 1,5% сокращение. Вызванный такими планами грандиозный (даром, что подковерный) скандал привел к умерению аппетитов Минфина до 0,4%

Критике подвергается чрезмерная (хотя для Минфина более чем естественная) забота Минфина о сокращении бюджетного дефицита. Экономисты указывают на гораздо более тревожные моменты — сокращение экономики, внешней торговли, внутреннего спроса. Лечить усыхающую экономику снижением поступающих в нее денежных потоков и, правда, выглядит неразумным. Тем более на фоне массового перекачивания ликвидностью прочих экономик мира за исключением «маргинальной» Греции. Очень странно, но почему, как бы имея неограниченный финансовый суверенитет, российские финансовые власти упорно избирают не то, что люди предпочитают в своем кругу, а то, что они навязывают маргиналам?