Четверг, 18 апреля 2024 года

В отмене продовольственного эмбарго виден ряд опасностей

В политике и экономике только кажется, что большинство решений просты и легко обратимы. К сожалению, большинство из них тянет за собою цепочку последствий, которые и мешают вернуть ситуацию на исходную и, попутно, вызывающие серьезные осложнения.

Например, отмена российского продовольственного эмбарго уже не вернет курс евро на докризисные значения. Обрывы установленных связей не восстановятся мгновенно. Наконец, не ясно, насколько пострадает отечественный бизнес, имевший неосторожность «подписаться» на импортозамещение.

Желание ослабить, а потом и отменить санкции, если верить отечественным чиновникам, присутствует с обеих сторон. Правда, не вполне ясно, почему российские контр санкции, позже введенные, будут ослабляться первыми. Ну, допустим, потому, что ущерб российскому рынку, как объективно более слабому – от санкций более силен. Например, если потери рынка Европы оценены в $21 млрд., то про отечественный, данных вовсе нет. Значит – он больше.

Сумеет ли в правильной мере сработать протекционизм относительно отечественного сельхозпроизводителя?

Сумеет ли государство найти механизмы выборочного отхода собственных санкций и принципов ВТО (что-то не видно особых выгод отечественным компаниям от нахождения РФ в данной организации). В этом есть сомнения – государство намного менее поворотливо и гибко к изменению условий и безответственно в случае неудач.

Показательны примеры Кубы, которой простили долги и, которая тут же бросилась улучшать отношения с США, или того же ЕС, который насыщали газом по первой просьбе до того, что упали цены и появилась возможность реверса на Украину – не спешащую платить по долгам.

Т.о. есть прямая опасность, что увлекшись политическими играми – Россия накажет собственных фермеров и потребителей – попутно снизив свой международный авторитет.