Пятница, 29 марта 2024 года

Издание Washington Post заявило о гиперинфляции на Украине

Согласно расчетам профессора Университета им. Джона Хопкинса Стива Генке, приводимы изданием, уровень инфляции по обменному курсу гривны составляет 272% — самый высокий уровень в мире. В  динамике месячного рассмотрения, темпы девальвации еще больше —  приблизительно 65% в месяц. Гиперинфляция всегда является политическим фактором, возникающим после сильных общественных катаклизмов, наподобие войн и революций Власти не могут взвинтить налоги выше определенного максимума и при острейшей нехватке средств начинают бесконтрольно печатать деньги.

До Майдана-2, курс гривны составлял 8:1. Достаточно быстро курс преодолел удвоение значения, после чего его безуспешно пытался остановить Нацбанк Украины. В связи с стремительным исчерпанием ЗВР эта попытка была довольно быстро оставлена и гривна устремилась в неконтролируемое снижение. Дальнейшие попытки – разнообразные ограничения движения капитала, приостановка валютных торгов, их возобновление и повторные интервенции давали лишь краткосрочный эффект. Главное – не удалось снять давление на курс из-за военных действий, снижения ВВП и отсутствия программ дополнительной финансовой помощи. В таких условиях, инвестирование в экономику стало совершенно невозможным, а ухудшение ситуации провоцирует все большее бегство капитала. 

Реальный рост цен при сильном снижении валюты можно оценивать по динамике обменного курса. Достигнутые темпы девальвации в 65% означают практически автоматическое увеличение цен на импорт, а распространение роста цен на местные товары – вопрос все меньшего времени. При экстраполяции темпов инфляции по методу «инфляционной спирали», в итоге можно достичь максимума инфляции в 39000%, что однозначно является гиперинфляцией.

Ситуацию, по мнению издания, осложняет не изменившиеся коррупция и неэффективность управления – просто на смену партийным бонзам пришли олигархи. Результат – помимо военной нагрузки, экономика Украины все более уходит в тень, оставляя государству все меньшую налогооблагаемую базу.

Средства лечения проблемы – остановка войны, стабилизация валюты и уже на основе возникших островков стабильности выстраивание новой экономической модели. Посильная ли это задача – покажет ближайший год.