Пятница, 29 марта 2024 года

Кризис в отечественном автопроме, обострил трудовые отношения

Желание бизнеса оптимизировать производство вполне естественно и понятно. Плохо только то, что оптимизацией часть называют сокращение издержек любой ценой. В частности, что очень характерно для транспорта, но встречается и в автомобилестроении, проблему повышения производительности труда решают самым примитивным образом – не оплачиваемой переработкой. Вполне естественно, что такая «оптимизация» чрезвычайно обостряет трудовые отношения.

Поскольку забастовки в кризисный период не выглядят разумными, то профсоюзам и работникам приходится придумывать новые формы протеста. Так, в одном из цехов  предприятия «АвтоВАЗ», работники  начали  т.н. «итальянскую забастовку», заключающуюся в строжайшем соответствии временным и технологическим нормативам. Поводом для такого, строго говоря, не нового метода протеста явилось требование выработки большего количества деталей при пуско-наладочном характере производства. Требование руководства при его количественном выполнении привело к существенному увеличению временных затрат при росте количества ручных операций. Вместо истинной оптимизации, заключающейся в доведении технологического процесса до ума, пошли по простому пути — «как хочешь, но делай столько-то». Рабочие принципиально не против даже переработок, но резко возражают против отказа от оплаты сверхурочного и более интенсивного труда. Поскольку переговоры профсоюза и работодателя даже не начались, профсоюз призвал работников к жесткому нормированию — рабочие делают за смену ровно столько деталей, сколько успевают за рабочее время. Посторонний наблюдатель может быть озадачен — а, собственно, где и в чем забастовка? Кстати говоря, рабочие не вполне понимают, к чему такая гонка, из-за падения спроса производимые ими детали автомобилей не являются дефицитными.

Сокращение  штата сотрудников АвтоВАЗа в 2014 году составило 7,5 тыс. человек, в настоящее время на предприятиях компании трудятся порядка 40 тыс. человек. Профсоюз опасается за судьбу еще 1,1 тыс. человек, хотя глава компании Бу Андерссон заявил об отсутствии намерения производить сокращения в 2015 году.