Пятница, 29 марта 2024 года

Освоение Арктики грозит «утопить» приморские города

Арктический регион подвергается опасностям, связанным с добычей нефти и транспортировкой грузов. В мировых СМИ присутствует немало шума по поводу российской активности в арктических районах с регулярно выражающейся озабоченностью. Однако, по мнению исследователей из Международного совета по экологии транспорта (ICCT), главная угроза Арктике идет от США.

В 2015 г. американцы возглавят Арктический совет, что формально означает повышение ответственности за экологию региона. Однако, поступившие в  с планы по стратегии действий США в Арктике предусматривают значительный рост активности разного рода, который негативно повлияет на хрупкий биобаланс.

Исследование ICCT носит вполне определенное и многозначительное название «Загрязнение воздуха судами в американском секторе Арктики к 2025 г.». Таяние арктических льдов позволяет активизировать транспортировку грузов в арктических водах. Но, повышение транспортной активности ведет к ускорению таяния. Получается разрушительный для льдов «саморазогревающийся» процесс — чем сильнее тает лед, тем больше озится грузов, приводящий к еще более сильному таянию. Уже рассчитано, что объем вредных выбросов с кораблей идущих северными путями, через 10 лет вырастет на 150% в самом оптимистическом сценарии, а в пессимистическом — увеличится в 6 раз. Выбрасываемая судами копоть служит сильнейшим катализатором таяния льда. Кроме того, дополнительная угроза идет от дизель-генераторов, количество которых в Арктике будет увеличиваться опережающими темпами.

Пока, по мнеию организации, вопросы экологического ущерба от проводки транспортных конвоев никак не учитываются в планах приарктических государств. В качестве альтернативы, ICCT предлагает массовый переход кораблями на малосернистое топливо. На ум сразу приходят возможности СПГ и ядерная энергетика, хотя экологов перспектива радиационной опасности обеспокоит намного сильнее «сернистых» угроз. Строго говоря, переход на топливо с меньшими экологическими последствиями был бы правилен и в мировом масштабе. Собственно, хотя работы тут вполне успешны, и автотопливо становится все экологичнее, но увеличение количества авто серьезно нивелирует эти успехи.

Кстати говоря, ученые считают, что на Южном полюсе, точка невозврата уже пройдена и скоро Человечеству придется иметь дело с катастрофическими последствиями таяния льдов уже у Южного полюса. При этом, уровень Мирового Океана начнет повышаться уже в текущем году, угрожая затопить немало приморских городов и даже целые островные государства.