Пятница, 29 марта 2024 года

Паника на рынке труда пока опережает реальные трудности

На рынке труда, подогреваемом сообщениями СМИ о грядущих массовых сокращениях царят панические настроения.

Меж тем, рост паники пока никак не коррелирует с данными опросов  представителей российских компаний, которые зарегистрированы как работодатели. Из 720 опрошенных работодателей только 20% уверены в грядущем сокращении, 26% же, напротив, заявили о планах увеличения штата. Стоит все же отметить, что крупное предприятие, производящее тысячное сокращение «весит» в таком опросе столько же, сколько частник с единичным наймом, поэтому опрос нельзя считать вполне адекватным рыночной ситуации. Кроме того, планы сокращения сами по себе больше (20% численности) чем найма (10%). С другой стороны, мелкий бизнес попал в намного более сложную ситуацию, и проявляемый оптимизм, частично компенсирует предыдущий недостаток.  В комментариях к опросу отмечается, что существует и сильный «отраслевой» фактор – при спаде в большем количестве сегментов экономики, некоторым повезет больше, чем их коллегам. Важно отметить, что работодатели, в подавляющем большинстве определились с текущей ситуации – не составивших точного мнения о перспективах всего 8%.

Наихудшая ситуация в индустрии российского гостеприимства. Отсутствуют планы по увеличению штата, 80% компаний будут проводить сокращения и оптимизацию издержек.

Наибольшая неразбериха – в сетевой торговле. Половина компаний планирует сокращение, а 43% — увеличение штатов.

В IT-сфере, царит сдержанный оптимизм, 53% компаний намерены расширять бизнес, набирая работников техподдержки, монтажников и даже менеджеров по продажам. Хотелось бы думать, что развитие IT, хотя бы частично, но уводит экономику страны от сырьевой зависимости, совсем было бы хорошо, если бы это было поддержано и прочими отраслями с высокой добавленной стоимостью.

Кризис в наименьшей степени затронет топ-менеджмент, парадоксально, но и низовые и рабочие специальности также не сильно пострадают, как казалось бы. С другой стороны. прошедший кризис показал нецелесообразность повального сокращения маркетологов, секретарей, бухгалтеров. Однако, волнения среди них не утихают и имеют под собой основания. Часть же компаний убедилась в неэффективности сокращения штатов как меры по борьбе с издержками. Массовые увольнения ведут к росту издержек в моменте, а в годовом соотношении суммы сопоставимы с расходами на сохранение прежней численности. Поэтому, более возможны возвраты в «серую зону», хотя честно ответить на такой вопрос решились только 5% респондентов.