Четверг, 25 апреля 2024 года

Негативные факторы могут спровоцировать в России ипотечный кризис

Экономисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) высказали предположение о возможности в России ипотечного кризиса, похожего на аналогичный в США, который привел к глобальному кризису 2008 года. Естественно, с поправкой на локальность российского рынка.

Сокращение доходов населения на фоне резкого роста цен может привести к массовым серьезным проблемам обслуживания ипотечного долга. В совокупности с общей слабостью российских финансового и ипотечного рынков, это может привести к «ипотечному осложнению» уже вовсю бушующего финансового кризиса.

Падение экономики, рост безработицы, ухудшение уровня жизни и девальвация могут, по расчетам экономистов ИГСО увеличить объем просрочки за ипотеку в три-четыре раза. Обыденностью может стать изъятие квартир за долги, при этом, банки не забудут получить от государства максимум возможных субсидий и компенсаций.

Российский ипотечный кризис будет иметь от американского два отличия. Первое, «хорошее», в том, что масштабы кредитования в Росси чрезвычайно меньше, как с точки зрения числа заемщиков, так и общего объема рынка. С другой стороны, есть и «плохое» отличие, заключающееся в отстранении российского государства от помощи заемщикам, попавшим в сложное положение. Если в США работала масштабная программа предотвращения выселения, не вполне успешная по результатам, то в России все ограничивается смягчением нормативных требований к банкам, которым предлагается самостоятельно решать или откладывать решение проблемы долга.

На конец 2014 г., объем проблемных ипотечных кредитов составил порядка 72 млрд. руб. Темпы роста составили 33%, что и дало повод для опасений. Тем не менее, проблемные кредиты составили менее 2% от общей суммы долга по ипотеке. С учетом снижения уровня кредитования и грядущего запрета валютной ипотеки, а также намерения банков идти навстречу клиентам в части реструктуризации платежей, льготных курсов валютной ипотеки и т.п., проблема может потерять остроту. Аналитики ждут мая-июня 2015 года, когда станет ясно, насколько российские домохозяйства потеряли платежеспособность и насколько эти потери могут отразиться на объемах и темпах кредитных просрочек.