Четверг, 28 марта 2024 года

Российские власти предупреждают о возможности шокового роста нефтяных цен

В условиях текущих низких цен на нефть, мировая экономика не использует этот шанс развития. Вполне логичным тогда было бы предположить, что если цены на нефть покажут резкое восстановление, то это может стать настоящим шоком для мировой экономики.

Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин в интервью арабским газетам в связи с визитом в Египет. Оно опирается на существенное падение привлекательности нефтегазовой отрасли для инвестирования. При этом, для отрасли, текущие котировки являются опасными, поскольку заставляют ее балансировать на грани безубыточности. С учетом необходимости разработки все более сложных месторождений для возмещения естественного снижения нефтедобычи на существующих скважинах, вероятность сильного коррекционного движения цен вверх не кажется невозможной.

Что касается России, то для нее падение цен крайне некомфортно, но имеющиеся резервы позволяют нивелировать это влияние. К тому же, переживать нефтяное падение для России не впервой, и имеющийся опыт будет использован в полной мере.

В принципе, если не озвучивать уровень, устраивающий экспортеров и не чрезмерно обременительный для потребителей, то основной смысл послания в стабильности, выгодной для всех заинтересованных сторон. Но, есть два важных нюанса, не позволяющих эту самую стабильность обеспечить.

Первый — неопределенность именно конкретного ценового уровня. До начала кризиса, озвучивались цифры комфортного коридора цен в $90-110. Теперь, эти цифры кажутся заоблачными и недостижимыми а «страшный» и «катастрофический» уровни в  $60 сейчас и $80 недавно — уже кажутся ничего и очень даже ничего. Никто не может дать уровень, который бы устроил всех, хотя все наперебой говорят об устойчивости проектов при $40, $30, а, некоторые арабские экстремалы — так и при $10 за баррель.

Во-вторых, давление спекулянтов на цены настолько высоко, настолько они не заинтересованы в стабильности, что мечтать о, допустим, всех устроившем бы уровне в $80 также продуктивно, как и ностальгировать о самой стабильной валюте мира — рубле периода СССР.