Суббота, 20 апреля 2024 года

РЖД заявляет об инвариантности к девальвации рубля

Согласно заявлению президента ОАО «РЖД» Якунина, компания не испытывает кризиса из-за падения рубля к евро и доллару. Объяснение заключается в том, что  основная масса доходов и расходов обращается в рублевой зоне – поэтому проблемы курсовых рисков для нее не существует. Единственная отмеченная неприятность заключается в сильных колебаниях бухгалтерского отчета по формам МСФО. Расчеты за международные перевозки ведутся в швейцарских франках, а объем импортных поставок составляет порядка 4%

В заявлении есть несколько ошеломительных моментов. Во-первых, падение составило не в двух валютных парах, а по всему спектру, т.е. курс упал и относительно франка. Во вторых, 80% населения, у которых и доходы и расходы исключительно в рублях – теоретически и в высказываниях ряда политиков как бы тоже безразличны к курсовым катастрофам. Только жизнь показывает иную картину, в виде падения доходов и резкого роста расходов. Точно также и благосостояние транспортной компании чрезвычайно зависит от финансового состояния клиентов – если у них проблемы, то они почти немедленно отражаются на компании, предоставляющей транспортные услуги. Поэтому – РЖД чрезвычайно пострадает от курсовой катастрофы, пусть все это будет не напрямую, а опосредовано. Кроме того в-третьих, чрезвычайная финансовая ситуация заставит государство напрягать все финансовые ресурсы, соответственно вся заявленная государственная помощь компании, как минимум, откладывается, а, скорее всего отменяется на 2-3 года. Это находит подтверждение в спешно корректируемой в сторону уменьшения инвестиционной программе и категорическом требовании сокращения не менее 15% издержек. Наконец, в четвертых 4% импорт может содержать в себе ключевые компоненты технологического процесса. Или уж как минимум, настолько важные, что их импортировали, а не довольствовались местными аналогами.

Компания и до системного финансового кризиса не могла похвастаться великолепными экономическими показателями. Рассуждать о безразличии к сильнейшему кризису в таких условиях – значит успокаивать непонятно кого.