Вторник, 23 апреля 2024 года

Розетта: кометы не принесли воду на Землю

Ученые нанесли серьезный удар по теории, что кометы были источником большей части воды на Земле.

Согласно данным с европейского спутника «Rosetta», опустившегося в ноябре на поверхность кометы 67P, состав воды в ее ледяных образованиях отличается от земного. Результаты проекта опубликованы в журнале «Science». Они наносят существенный удар по теории, что кометы стали основным источником появления воды на Земле. Авторы проекта приходят к выводу, что, скорее всего, ее занесли на планету астероиды. Однако другие ученые считают, что требуется больше исследований, прежде чем кометы будут окончательно списаны со счетов.

Зонд «Rosetta» находился на орбите кометы 67P / Чурюмов-Герасименко, а 12 ноября его посадочный модуль «Philae» совершил историческое приземление на ее поверхность. Хотя батареи робота после этого быстро разрядились, он собрал большой объем научных данных, а сам спутник продолжил анализировать блуждающую «ледяную гору». Исследование помогает ученым ответить на фундаментальный вопрос – стала ли бомбардировка кометами миллиарды лет назад причиной появления воды на Земле. Данные, переданные «Розеттой», включая показатели 2 масс-спектрометров («Rosina»), позволят предположить, что это не так.

Вода на Земле имеет характерную «подпись». Хотя подавляющее большинство жидкости состоит из атомов водорода и кислорода, очень редко первый может быть заменен дейтерием. При таком составе она имеет аналогичные физические свойства с Н2О, но отличается большей массой. На каждые 10 000 молекул воды можно найти 3 атома дейтерия. По словам профессора Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg) из Бернского университета в Швейцарии (главный исследователь «Rosina»), это соотношение между тяжелой и легкой водой очень устойчиво. Его сложно изменить. Сравнивая воду на Земле  кометах, по этому показателю можно с уверенностью сказать, насколько они совместимы. Как показали исследования, на 67P концентрация тяжелой жидкости гораздо больше. По словам профессора Альтвегг, ее доля на комете является новым максимумом, зафиксированным в Солнечной системе. Концентрация тяжелой воды здесь почти в 3 раза превышает земные показатели. Это означает, что объекты, типа 67P, не могли стать источником жидкости на нашей планете.

Открытие добавилось к другим проектам, анализировавшим воду на различных разновидностях комет. Как показали предыдущие исследования, жидкость на объектах, возникших в облаке Оорта – области космоса за пределами Солнечной системы, также имеет отличную «подпись». Однако, было проанализировано только 2 кометы из пояса Койпера – участка, расположенного сразу за Нептуном. Помимо 67P, это оказалась Hartley 2. И, согласно показаниям космического телескопа Гершеля, вода на последней кажется идентичной содержимому земных океанов.

Тем не менее, профессор Альтвегг верит, что пояс Койпера не стал источником Н2О для нашей планеты. По ее словам, в нем находится слишком разные кометы, пришедшие, скорее всего, из разных зон ранней Солнечной системы. На одних объектах есть легкая, а на других – очень тяжелая вода. Как считает Альтвегг, астероиды – плотные каменные объекты, сформировавшиеся ближе к Солнцу, с большей вероятностью помогли зародить океаны. По своим характеристикам содержимое этих объектов больше походит на земную воду. Данные получены благодаря изучению метеоритов. Астероиды также находились ближе к Земле и с большей вероятностью могли упасть на ее поверхность, чем кометы из-за Нептуна. Другие ученые подчеркивают, что для отказа от «кометной» теории еще слишком рано и требуются дополнительные исследования.