Пятница, 29 марта 2024 года

Китай учел опыт Европы и диверсифицирует газовые поставки

Газовые соглашения Китая с Россией отражают стремление китайцев не повторить недочеты Европы. Подписание газового соглашения о поставках через восточный коридор достаточно оперативно дополнено заключением нового контракта на поставки по западному. Т.о., учтен опыт СССР-России по использованию нескольких маршрутов даже от одного поставщика.

Поставки из России при этом не превысят 34% от прогнозного потребления Китая. К слову, расширение поставок энергетических продуктов предусмотрено Энергостратегией РФ. Доля поставок увеличится с 12% до 23% к 2035 г. При этом, планируется нарастить не только поставки трубопроводного газа, но и СПГ (100 млн. тонн к 2035 г).

Для Китая, в таких условиях важно диверсифицировать поставки на самом начальном уровне, чтобы необходимость обеспечения энергетической устойчивости и независимости не осложняла отношения с экспортерами.

Поэтому, еще до газовых контрактов с Россией, Китай еще с 2009 г. начал экспорт газа из Туркмении. С одной стороны, это позволило усилить позицию на переговорах с Россией, с другой – получить газ по относительно небольшой цене, поскольку Китай де-факто стал единственным покупателем. Россия и Иран, по разным причинам, свертывают сотрудничество с Туркменистаном.

Все более растут поставки в Китай СПГ из Катара. При этом, нарастающая конкуренция поставок из Австралии вынуждает Катар ко все более агрессивному продвижению собственных поставок, что ведет к снижению цены. Кроме того «в уме» держатся и расширяющиеся поставки СПГ из России, что также будет давить на цены.

Интересны внутренние разработки сланцевого газа. Хотя, этот интерес пока носит теоретический характер из-за  малости месторождений и отмене ранних оптимистичных прогнозов.

Другой проект, предполагает производство метана из угольных пластов. Однако, высокая опасность метода и решительные протесты угольных операторов пока сдерживают метод.

Т.о., Китай пытается получать энергию из самых разнообразных источников, получая выгоды от диверсификации в виде меньшей зависимости от конкретного поставщика и конкурентных цен.