Пятница, 29 марта 2024 года

Стремительная девальвация напомнила валютным заемщикам о курсовых рисках

Необъявленная девальвация рубля стала небольшой финансовой катастрофой для заемщиков, бравших валютные кредиты. Стоимость обслуживания кредитов, номинированных в иностранной валюте возросла в несколько раз, что существенно повысило риски невозврата кредитов.

Однако, стремительность девальвации привела к парадоксу – банкам стало более выгодно выдавать новые валютные кредиты, несмотря на все возникающие при этом риски. Суть в том, что возвращаемые рублевые займы обесцениваются настолько быстро, что представляют для банков все более малый интерес. Занятно, но такая «мысленная» ориентация исключительно на курс доллара, например, говорит про то, что с независимостью российской банковской системы, на самом деле более серьезные проблемы, чем кажется на первый взгляд.

При этом, и это вторая сторона парадокса, банкиры не сильно беспокоятся о рисках, потому, что доли валютных заимствований пока далеко не критичны, механизмы взыскания долгов хорошо отработаны, а образовательный уровень заемщиков и их умение рассчитывать собственные силы несравненно выше 2008 г., например.

По данным Банка России, доля кредитов в иностранной валюте составляет порядка 2% от общего числа выданных банками кредитов. При этом, риски невозврата растут, что по рублевым, что по валютным кредитам. В условиях более тщательного анализа возможностей заемщика, может сложиться интересная теоретически, но крайне неприятная для финансовой системы ситуация, когда риски по валютным кредитам станут меньше, чем по рублевым.

Уже сейчас, темпы роста валютных кредитных портфелей существенно опережают рост рублевых, а с учетом ожидания спада кредитования в 2015 году, ситуация для рубля в этом смысле может стать еще более плохой. Кстати говоря, банки отмечают некоторый рост валютных депозитов, что свидетельствует о серьезном разрушении доверия населения и бизнеса к рублю.